tstealth1 (tstealth1) wrote,
tstealth1
tstealth1

Как снимает противопоставление общего и частного Ибн-Хальдун



Споры о том, "что важнее" общее или частное, социальное или индивидуальное не утихают уже много веков. Собственно это и понятно, поскольку от ответа на этот вопрос зависит выбор жизненного пути не только отдельных людей, но и целых государств.

Не понятно то, что люди закрывают глаза на очевидные ответы, которые были даны уже в древности, и с помощью которых можно было за столько лет не только добиться благосостояния общества, но и обеспечить его невиданное развитие. В этой связи сам собой напрашивается вопрос: Сui prodest? Ведь нельзя же верить, что не только простой обыватель, но и специалисты не могут дать ответ.

Конечно же были и добросовестные ученые, которые искренне хотели улучшить участь человека и общества. И для того, чтобы продемонстрировать один из возможных вариантов ответа на столь острый вопрос можно вспомнить известного мыслителя древности Ибн-Хальдуна.

Ибн-Хальдун (Ibn Haldun) (27 мая 1332 − 17 марта 1406)- арабский ученый и мыслитель Средневековья, родиной которого был загадочный Магриб.
Сфера интересов Ибн-Хальдуна очень широка. Он внес серьезный вклад в развитие исторической науки, социологии. Представляют очень большую ценность его взгляды на антропогенез, экономику и политику. Основным трудом Ибн-Хальдуна является «Мукаддима» («Введение» или «Пролегомены к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров»).
Процитируем его мнение относительно общества.

«Человеческое общество необходимо, и мудрецы выражают это словами: человек — политическое существо по природе, т. е. он нуждается в объединении или в том, что они называют «полисом». Это и есть значение слова «умран».

Объясняется это тем, что Всевышний создал человека в такой форме, что тот может жить и существовать только благодаря пропитанию, и направил его к поискам этого пропитания, что естественно для человека, а способность к добыванию пропитания была вложена в него. Но способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании и не может дать ему полностью материю его жизни. Если бы мы взяли самое меньшее, что можно предположить, а именно такое количество пшеничного хлеба, которое необходимо для пропитания в течение одного дня, то увидели бы, что эта пища появляется после большого количества действий: перемолки зерна, замешивания теста, выпечки. А каждое из этих трех действий требует сосудов и инструментов, которые можно получить только от занимающихся различными ремеслами — кузнеца, плотника, гончара. Допустим даже, что человек ест необработанное зерно. Но и в этом случае для получения зерна он нуждается в других действиях — посеве, сборе урожая, молотьбе, посредством которой зерно вылущивается из колосьев. А каждое из этих действий требует различных инструментов и изделий, значительно более многочисленных. И невозможно, чтобы силами одиночки было сделано все это или часть.

Посему необходимо объединение сил многих сынов рода человеческого для того, чтобы получить пропитание каждому и всем. И так в результате сотрудничества получается достаток в удовлетворении нужд многократно большего количества людей».

(Уважаемый читатель, пробудилось ли в тебе после прочтения этих слов уважение к труду каждого человека от дворника, до программиста и философа? Если все еще нет, то представь себе, что тебе самому пришлось бы пахать поле или, что ближе, самому создать с нуля свой мобильный телефон. Если же пробудилось, то следующим шагом надо понять, что твое собственное благополучие зависит не только от тебя, и даже в основном не от тебя, а от того как функционирует все общество. А функционировать оно будет хорошо, только при взаимном уважении и заботе о каждом трудящемся человеке. Тогда как пренебрежение другими и хищническое отношение к обществу ведет к ухудшению положения каждого человека.)

«Далее, каждый из них нуждается при защите самого себя в помощи себе подобных, ибо всевышний, наделяя природами всех животных и распределяя способности между ними, наградил бессловесных животных мощью большей, чем сила человека. Так, мощь коня больше, чем сила человека, а мощь осла, быка, льва и слона превышает его силу многократно. Поскольку агрессивность естественна у животных, он дал каждому из них орган, предназначенный для обороны от нападения других. Человеку же взамен всего этого он дал мышление и руку. Рука человека подготовлена к занятию ремеслами при помощи мышления. Ремесла дают ему инструменты, которые заменяют члены, предназначенные у животных для обороны: копья заменяют острые рога, мечи — наносящие раны когти, щиты — толстую кожу и тому подобное, о чем говорит Гален в книге «О пользе человеческих органов».

Сила одного человека не может противостоять силе одного бессловесного животного, особенно хищного, и он не в состоянии в одиночку сопротивляться ему.
(Бытует мнение, что раньше герои и рыцари были существенно сильнее нынешних людей, вышеприведенные слова мыслителя опровергают это мнение, доказывая, что сила человека не очень изменилась со времен Средневековья и ранее). Короче говоря, его сила недостаточна даже при использовании инструментов, предназначенных для этого. Потому в этом деле также необходимо сотрудничество с представителями рода [человеческого]. Без этого сотрудничества человек не добудет себе пропитания [...] и не получит защиты — из-за отсутствия оружия,—он станет добычей животных и постигнет его гибель и прекратится род человеческий. Если сотрудничество дает ему пищу для пропитания и оружие для защиты [...], то это означает, что сотрудничество необходимо роду человеческому, а без него существование людей не является полным. [...]



Таков смысл освоения человеком мира, и это мы сделали предметом нашей науки».</b>
.


Итак, общее благо по сути так же является нашим личным делом, потому что от общего блага зависит и наше благосостояние. Только на такой основе можно построить здание благополучия каждого.

Цитируется по "Ибн-Хальдун". Изд-во "Мысль". 1980 г.

Tags: Ибн-Хальдун, гуманизм, общее благо, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments