tstealth1 (tstealth1) wrote,
tstealth1
tstealth1

Славные традиции народного ополчения

Оригинал взят у sashabig в Турусы и колеса
Не так давно меня спрашивали, нет ли у меня турусов на колесусах колесах. Турусов на колесах пока не нашлось, но нашелся весьма интересный аналог. Телега с колесами и запряженными в нее турами. Быками, то бишь. Но не простая телега, а золотая боевая. Называлась такая телега "кароччо". Считается, что миланцы первыми использовали "кароччо"  в 1038 году. Ломбардская Лига использовала кароччо в войне с Фридрихом II.



Битва при Монтаперти. Миниатюра Пачино ди Буонагуида, XIV (кароччио с колоколом и флагом флорентийского народа


"Кароччо" было чем-то вроде знамени городских общин. До появления кондотьерских армий итальянские города все еще обходились городскими ополчениями, с которыми непременно ездили такие вот телеги. Ополчения просуществовали довольно долго, но их эффективность падала. Если в XII веке они были серьезной силой, - взять хотя бы для примера битву при Леньяно, то чем дальше, тем больше влияния приобретала военная аристократия.



Битва при Леньяно. Кароччо.
Художник - Амос Каззиоли.


Военная аристократия, вроде ранних Висконти или тех же Малатеста захватила власть во многих итальянских городах. Отдельные тираны, вроде Каструччо Кастракане, с их умением собрать войско (пусть даже из все тех же горожан) и заставить его выполнять приказы, тоже становились силой, с которой приходилось считаться. И особенно социально-экономические факторы влияли на ослабление роли ополчений и утрату боеспособности. К XIV веку  система городских ополчений выродилась, и собрать крупную боеспособную армию было задачей очень непростой и чреватой непредсказуемыми последствиями. Достаточно вспомнить историю Альберико да Барбиано, который из защитника Италии легко и непринужденно превратился в первого крупного итальянского кондотьера. Кристинам Пизанским оставалось молчать, потому что особо их и не слушали.



Нередко на кароччо ставили алтарь. И перед битвой проводили торжественное богослужение.
Еще одна реконструкция кароччо, даже более пышная.


Неудивительно, что со второй половины XIV века наемники действовали в Италии исключительно дерзко. Но устоявшиеся традиции так просто не умирают. Ополчения все еще использовались, как и сами кароччо. Как и прежде, кароччо были символами города, и их старались защищать до последнего. К этим повозкам приставляли отборных и храбрейших воинов. На кароччо ставили хоругви, священные реликвии, кресты, алтари. Их богато украшали. Их должны были защищать в первую очередь, и утрата такой повозки была серьезным ударом по престижу. Кстати, при Кастаньяро Хоквуд захватил кароччо, явный признак полного разгрома противника и очень важный трофей даже по тем временам.

В XIX веке кароччо, прочно связываемые с республиканскими традициями городов-государств средневековой Италии, - и ополчениями в том числе, - снова стали заманчивым символом. Национальная история как-никак. Поэтому итальянские художники и обратились к этой теме, придав кароччо весьма величественный вид, что и видно по картинкам. Как раз в стиле "турусов с колесами".




Ну а осадные башни, от которых якобы и пошли "турусы на колесах" - это совсем другая история.

Tags: история
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments