?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Утверждение, что памятники в очень большой мере определяют облик наших современных городов вряд ли кто-то будет оспаривать. Люди прогуливаются у памятников, фотографы делают фотозарисовки, памятники служат некоторым центром социальной жизни. Но памятник – это ведь дань прошедшим событиям, а значит наше прошлое определяет наше настоящее.



Это кажется очевидным, но связь памятника с прошедшими событиями, связь истории с народным сознанием через памятники гораздо глубже и тоньше, чем это кажется на первый взгляд. Рассмотрим только один аспект этой связи.
Возьмем пример.
В Москве на пересечении Абельмановской и Воронцовской улиц рядом с Пролетарской площадью в «Крестьянском сквере» стоит незаметный памятник под названием «Рабочий».



Вокруг памятника проходит маршрут трамвая, по улицам мчатся автомобили, мимо пробегают пешеходы, спешащие спуститься в метро. А скромный Рабочий стоит в тени деревьев, задумчиво и внимательно разглядывая какую-то деталь.
И я тоже пробегала мимо, пока в один прекрасный день не познакомилась с Рабочим. Не вгляделась в его черты.





И не подумала: откуда этот Рабочий? Что он тут делает?... Почему скульптура с до странности кратким названием стоит вот именно здесь в этом месте, в этом районе?

В наш век информации есть распространенная иллюзия, что интернет на все найдет ответ. Это не соответствует действительности, но многое в нем пока все-таки наличествует, и вот я спешу поделиться своими изысканиями о Рабочем, тем более, что мою мысль о связи прошлого с сегодняшним днем через памятники эти изыскания очень хорошо иллюстрируют.

Итак, скульптура «Рабочий» стоит на границе Таганского и Южнопортового района. Но для нашего небольшого экскурса в историю это не имеет никакого значения, потому что Рабочий исторически связан с гораздо большей территорией.

Рабочий стоит в этом месте с 1925 года. Автором ее является известный скульптор Николай Андреевич Андреев (14 [26] октября 1873 — 24 декабря 1932), о котором мне так же хочется сказать несколько слов, потому, что нет ничего интересней, чем взявши в руки путеводную нить, отправится в путь и обнаружить просто чудесные совпадения и неслучайные случайности. Дело в том, что скульптор Андреев был не просто художником, не просто творческой личностью, он принадлежал к Товариществу передвижников! Тех самых Передвижников, которые вдохновлялись идеями Народничества, своим творчеством обращали внимание на страдания и бесправие простого народа, крестьянства и пролетариата, тем самым подготовив пробуждение народного самосознания.


скульптор Николай Андреевич Андреев

Это удивительно. Маленький скромный памятник - не просто формальная скульптура для галочки, это детище человека, который подхватил идеи народников, и буквально через свои руки, через свое искусство передал их тому самому крестьянству и пролетариату, который пришел к власти в 1917 году!

Но это не все. После установления Советской власти Андреев участвовал в ленинском «Плане монументальной пропаганды».
А по воспоминаниям А. В. Луначарского, выдвинутая весной 1918 года В. И. Лениным идея монументальной пропаганды восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568—1639) «Город Солнца». Одной из заинтересовавших Ленина идей Кампанеллы было украшение городских стен фресками, «которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений».

Вот тебе и «примитивный соцреализм». Скромно так восходящий к Народникам, Кампанелле и воспитанию (отсутствием которого все сейчас так возмущены) молодежи.

Но и это еще не все! Место для памятника выбрано совершенно не случайно.

В 1925 году это место было сердцем крупного рабочего района Москвы – Рогожско-Симоновского.



История этой территории очень тесно связана с трудовым народом и с его героической борьбой за свои права.
До революции в этих местах располагалось около 90 промышленных предприятий, причем 1/3 из них занимались металлургией.

Это и АМО (ул. Автозаводская)

Это и известный своими драконовскими порядками завод Гужона («Серп и Молот», ул. Золоторожский Вал).
И котельный завод Бари (ул. Ленинская слобода).

И завод «Динамо» (российское подразделение американского предприятия "Вестингауз", ул. Ленинская слобода).

И трубопрокатный завод Гана (ул. Ленинская слобода)

Приведем цитату из воспоминаний Кухаркина Константина Алексеевича о Симоновском районе. «Из жизни рабочей окраины Москвы».

«Было несколько заводов. Котельный завод американца А.В. Бари. Там пробивали дырки в листах, грели на горнах заклепки до красна и склепывали листы, так же делалось и с железными цилиндрами. Завод издавал с утра до вечера большой шум, рабочих называли глухарями и не зря: они действительно плохо слышали. Разогрев заклепок производили исключительно подростки 10-11 лет, они были подсобниками и молотобойцами. Бари себе больше вербовал в рабочие из Владимирской губернии гороховских клепальщиками, которые по контракту отрабатывали свой срок и возвращались домой.

Электромеханический завод "Вестингауз", здесь не было ни одного русского начальника цеха, мастера, инженера и директора, были только иностранцы. Вестингаузские рабочие считались культурными людьми, они работали по чертежам, с электричеством, заработок их был выше, чем на других заводах.

Трубопрокатный завод Гана, здесь русские работали редко, только чернорабочими, большинство составляли поляки. Некоторые из них обрусели, построили себе дома в Симоновке и стали сдавать квартиры.

В Тюфелевой роще находился химический завод русского акционерного общества "Шеринг", хотя он был в роще, но доставалось и Симоновке, особенно, когда там вырабатывали хлор. На заводе работали больше женщины, и этот хлор сильно сказывался на здоровье, они даже ходили с "желтоковинами", особенно желтыми были обнаженные части тела (руки, лицо и пр.)».


Рабочие районы в просторечье именовали «Рогожка» и «Симоновка». Здесь в тяжелых условиях проживали десятки тысяч рабочих.
Народное возмущение бесправием и почти нищенским существованием привело к тому, что рабочие практически всех промышленных предприятий Рогожки и Симоновки активно участвовали в Революции 1905 года. На территории Симоновки даже была создана «Симоновская республика». Рабочие и студенчество забаррикадировали многие улицы, изгнали полицию, власть перешла в руки Совета рабочих депутатов.

В 1917 году тут так же разворачивалась активная политическая и уличная борьба.

После победы Великой Октябрьской революции значение этого района не уменьшается, а наоборот увеличивается. Страна идет в направлении индустриализации. Появляются новые промышленные предприятия, а старые развиваются и модернизируются.

Именно тогда и возведен скромный памятник «Рабочий». Он не велик, не высечен из мрамора, не отлит из бронзы. Но он есть олицетворение подвига простого рабочего человека и является той данью памяти, которая оказалась по силам нашей стране в трудные годы испытаний.

В апреле 1929 года Рогожско-Симоновский район переименован в Пролетарский. А его небольшая часть отошла к Сталинскому району.
После Великой Отечественной войны процесс развития района продолжается. К 50-м годам здесь разворачивается активное жилищное и дорожное строительство.

На карте района появляется Пролетарский проспект.



При всех совершенно оправданных с точки зрения управления изменениях топонимика придерживается однажды взятого направления: увековечить историю героической борьбы трудового народа за лучшую жизнь.

Но в какой-то момент все меняется… Не с развалом Союза, гораздо раньше. Когда? Тогда, когда часть Пролетарского проспекта переименовывают в проспект Андропова… Когда уважительное отношение к труду и трудовому народу становится презрительным. Когда номенклатура, элита возомнила, что она может провозгласить диктатуру элитарности и торжество материального успеха. Именно тогда по сути происходит предательство элитой своего народа. И ввиду этого становится уже совсем не удивительно, что после 1995 года Пролетарскому району на карте Москвы не остается места. Элите противно все, что связано с победами народа. Но она сама стоит на плечах этого самого народа и пользуется плодами его побед.

А что же народ? А народ, увидев, что элита наслаждается материальным успехом и живет припеваючи, решил, что и ему бы неплохо так же жить припеваючи и не работать.

Итог плачевный. Во всех смыслах. Глядя, на все происходящее понимаешь, насколько были правы классики марксизма говоря, что труд сделал из обезьяны человека.

Ну а что же наш Рабочий для которого труд еще не стал принуждением, а все еще способ самореализации? Да-да, я думаю, что он не просто так рассматривает деталь. Он – рационализатор. А это значит, что его труд ему интересен, что он чувствует себя включенным в большую стройку Нового Мира.

В условиях смены системы ценностей Рабочий словно выпадает из меняющейся картины мира. Его потомки думают о труде совсем по-другому. Труд не входит в их идентификационную матрицу. А это значит, что все завоевания труда оказываются под угрозой. То есть все, созданное трудовым человеком и для трудового человека вот-вот канет в лету.

Увы, память, к сожалению, не передается по наследству… А вот проблемы - еще как!

Остается радоваться тому, что есть хотя бы памятник, хотя и не соответствующий масштабу прошедшей эпохи.

Я иду по дорожке к Рабочему и понимаю, что памятник это нечто очень загадочное. Он - место силы, он есть олицетворение причины и следствия. Победа наших пра-прадедов в борьбе за наше светлое будущее является поводом для установки памятника. Кроме того, эта победа привела к такому изменению жизни, что стала возможной установка подобного памятника, а это значит, что он – ее следствие.

Все вокруг - ее следствие. Мы победили, мы побеждаем, мы победим. Прочная связь с эпохой побед, порождающих новые победы заряжает энергией действия, придает уверенности и силы!

Но тогда скажите, для чего нужны масштабные памятники жертвам политических репрессий в центре Москвы?
С кем проассоциирует себя наша молодежь, глядя на такие памятники, какой энергией она зарядится? На какие свершения это ее подвигнет?

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
tatamo
Sep. 12th, 2016 04:58 am (UTC)
"Скромный рабочий" и "достойный Лавров" в следующем посте - это круто.

Советую перечесть Салтыкрва-Щедрина "Господа Головлевы"...
tstealth1
Sep. 12th, 2016 06:24 am (UTC)
Спасибо
asja_nikova
Sep. 12th, 2016 07:01 am (UTC)
Замечательно интересная история, спасибо!
На счет идей Ленина и Кампанеллы - было бы неплохо. В моем родном городе такое безобразие происходит с "украшательством" города, просто слов нет. Накупили форшмачных статУй в Китае, везде стоят кариатиды, псевдоантичные девушки с кувшинами, диспропорциональные медведи и прочее...
Есть памятник студенту, но студент там иностранный, в квадратной шапочке.
Все приличные памятники родом из СССР.
tstealth1
Sep. 12th, 2016 07:21 am (UTC)
Спасибо за добрые слова! С памятниками везде проблема... когда нет идей, и памятники становятся каким-то пошленькими... Про памятники еще посты планирую ))
asja_nikova
Sep. 12th, 2016 07:22 am (UTC)
Вот-вот, про "пошленькие" - в самую точку.
У нас на днях очередной такой открывать будут - скамью любви и примирения.(((
Буду ждать Ваших постов.
Москву люблю очень страстно, хотя плохо ее знаю
artemer1980
Sep. 12th, 2016 07:23 am (UTC)
Живу примерно в этом районе уже лет 9, а памятник не замечал... Спасибо за этот пост! Рабочий словно ожил.
tstealth1
Sep. 12th, 2016 08:11 am (UTC)
Не за что! )))
anet727
Sep. 12th, 2016 07:56 am (UTC)
Интересный рассказ, поучительный. Спасибо!
tstealth1
Sep. 12th, 2016 08:11 am (UTC)
Я рада, что Вам понравилось ))
Иван Сергеев
Sep. 12th, 2016 12:25 pm (UTC)
Рабочих сейчас в Москве почти нет так как от тех промышленных гигантов, дававших им работу, почти ничего и не осталось.
tstealth1
Sep. 13th, 2016 09:11 am (UTC)
Гигантов нет, но есть многочисленные маленькие цеха. Хотя вопрос, как сейчас формируется народное самосознание, для меня актуален.
( 11 comments — Leave a comment )
подписка на газету Суть времени




Flag Counter




Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Profile

tstealth1
tstealth1
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow