?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Итак, двигаясь во времени вместе с Флорентийской республикой и ее гражданами, мы пытаемся ответить на вопросы о том, кто такие ранние гуманисты? Какие проблемы они решали? Однороден ли гуманизм, как идейное течение? Для этого необходимо познакомиться поближе с каждым из первых гуманистов. В прошлом посте мы
кратко познакомились с Данте и Петраркой.

Знамя идей Петрарки подхватил его друг и последователь так же тесно связанный с Флоренцией - Колюччо Салютати (Coluccio Salutati 1331-1406).

Салютати с самого детства был в гуще бурной политической жизни Тосканы. Его отец - лидер гвельфской партии города Стиньяно - практически в момент рождения сына был изгнан и переселился в Болонью, с которой связаны детство и юность Колюччо. В Болонье Салютати окончил университет и получил юридическое образование.

С юности Салютати проявлял живой интерес и незаурядные способности к общественной деятельности. Благодаря своей активности, он занимал должность канцлера коммун Тоди, Лукки, Стиньяно. А надо сказать, что деятельность канцлера – это практически вся внешняя и внутренняя политика коммуны. Состоит эта деятельность в ведении дипломатической переписки и переговоров, в общении с дипломатическими представителями других государств, составлении конфиденциальных инструкций послам, заключении союзных договоров, организации официальных и неофициальных встреч, в информировании общественности об актуальной дипломатической обстановке. Без серьезного образования и подготовки вести такие дела успешно очень сложно.

Поэтому Салютати много времени посвящал самообразованию, уделяя внимание риторике, истории, общественным наукам, античным авторам.

В 1374 г. Салютати переезжает во Флоренцию. Здесь в 1375 г. ему так же предлагают должность канцлера городской коммуны. Он соглашается.

И уже в том же 1375 году у него появляется возможность всерьез испытать свои способности и подтвердить верность идеям республики. Начинается Война Восьми Святых (итал. Guerra degli Otto Santi) — война в 1375 — 1378 гг. между Папским государством во главе с папой Григорием XI и коалицией итальянских государств во главе с Флоренцией.

Салютати играет огромную роль в этой войне. Ее ход во многом определяется действиями флорентийского канцлера. Даже самые могущественные противники признавали силу дипломатии Салютати. Так Джан Галеаццо Висконти - тиран Милана - говорил, что одно воззвание из канцелярии Салютати может "причинить больше вреда, чем тысяча Флорентийских всадников".

Именно поэтому Висконти не раз подсылал к нему убийц, фабриковал документы, компрометирующие его в глазах сограждан, стараясь устранить столь мощного противника. Но эти попытки терпели неудачу.

Колюччо Салютати пользовался безграничным доверием за свое самоотверженное служение гражданам и городу, которому он посвятит всю свою долгую жизнь (более 30 лет) до самой смерти в 1406 году.

Салютати - выходец из старинного рыцарского рода Тосканы, но, благодаря своей убежденности в отсутствии фундаментальных различий между людьми, он преодолел ограниченность феодально-сословных взглядов и стал одним из лидеров гуманистического движения.

Будучи канцлером Салютати посвящает много усилий воплощению гуманистических идей на практике. Он кропотливо собирает огромную по тем временам библиотеку, в которую входили сочинения греческих и римских авторов. Без ограничения разрешает пользоваться этой библиотекой всем желающим. Таким образом, вокруг него складывается кружок заинтересованной молодежи, из которого впоследствии выйдут крупнейшие гуманисты следующего поколения: Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио.

Салютати ведет филологические изыскания, он собирает, перерабатывает и систематизирует письма Цицерона, произведения Овидия, Сенеки, Григория Великого и Св. Августина.

В 1396 году благодаря стараниям Салютати во Флорентийский университет был приглашен известный греческий ученый Мануил Хризолор, который три года преподавал греческий язык. Благодаря этому греческий освоили многие молодые интеллектуалы и общественные деятели Бруни, Верджерио, Джакопо Скарпериа и др…

Бруни позже говорил: «То, что я выучил греческий, не без труда справился с латинским, то, что прочитал, изучил и узнал поэтов, — во всем этом труд Салютати».



Конечно, такая жизнь не позволяла Салютати полностью посвятить себя творчеству, но он понимал, что без теоретических наработок воплотить в жизнь замыслы гуманистов вряд ли удастся, поэтому мыслитель сделал очень многое, чтобы оформить гуманизм в качестве этико-политической доктрины и разработать комплекс дисциплин, который станет практическим руководством для будущих поколений. В трактатах, речах, диалогах и его обширной переписке раскрывается перед вдумчивым читателем мировоззрение Салютати.

Флорентийский канцлер актуализирует понятие humanitas (человечность, как склонность к добродетельным поступкам), обсуждаемое еще Цицероном. Понимая, что humanitas не присуща человеку от рождения, а приобретается работой над собой и трудом, Салютати предлагает двигаться к обретению этой человечности, через определенные формы образования – studia humanitatis.

Салютати пытается разобраться, что в человеке определяет и развивает человечность. В итоге флорентийский канцлер делает вывод, что медицина (подразумеваются естественные науки в нашем понимании) хоть и дает знания, но путь к человечности, к глубокому познанию законов бытия человека, а, следовательно, и ко всеобщему благу лежит не через нее. Право (наверное, можно сказать научная этика), как отражение божественных установлений, позволяет продвинуться в познании гораздо дальше. Эту мысль Салютати развивает в своем трактате «О достоинстве права и медицины»: «Я рождена землей, — говорит Медицина, — право — божественным разумом».

Опираясь на этот вывод, Салютати разрабатывает комплекс дисциплин, позволяющих человеку познать законы собственного существования, чтобы обрести свойство humanitas. В этот комплекс входят этика, история, грамматика, филология, поэзия, риторика, диалектика, педагогика.

Таким образом, воспитанию и образованию Салютати отводит в жизни человека решающую роль, и в этом он, безусловно, прав. Это понимание того, что личность необходимо формировать с детства, он передаст многим своим ученикам, которые будут вести дальнейшую разработку методологии воспитания и образования.


картинка про школу

Большое место в своей доктрине Салютати отводит проблеме благородства. «Благородство — это данная нам от природы наилучшая расположенность ко всяческим добродетелям и похвальным страстям».

Огромным шагом вперед для своего времени во взглядах Салютати является признание возможности благородства и добродетели для всех людей без исключения. «Естественное благородство не отличает ни патрициев, ни рыцарей от плебеев». «Плебеи и рабы могут быть благородными и добродетельными не менее чем патриции и цари». Даже природа человека может быть изменена работой человека над собой. «Рабы по природе... не могут сделаться добродетельными», - пишет Салютати. Но он не считает это фатальным, добавляя мысль об изменении природы: «если не изменят условие природы». «Если они поднимутся на эту ступень, то, без сомнения, прекратят быть рабами по природе». Человек может изменить свою «природу» и возвыситься до добродетели и благородства.

Тем ужаснее, по мнению Салютати, если человек не желает преодолевать условия своей природы, не желает развивать в себе добродетель. Таким образом, люди отказываются не только от своего счастья, но и от всеобщего блага.

Как и Петрарка Салютати связывает счастье человека с доблестью и добродетелью, но для того, чтобы жить добродетельно, необходимо изучить и освоить тот опыт доблести и добродетели, который накопило человечество за века своего существования.

Восхищаясь языческими поэтами, их талантом и красноречием и поучительностью Салютати попал под огонь критики теолога Джованни Доминичи, который в своем обличительном тексте «Светляк в ночи» («Luculla noctis») называет подобное отношение богохульством. Позиция же Салютати состояла в том, что и Августин, и Иероним, и другие отцы церкви знали греческую и римскую поэзию, литературу, но это не только не поколебало, но и укрепило их в христианской вере. Преемственность культур не может и не должна поколебать веру, если эта вера сама по себе достаточно сильна, а если же нет, то это проблема совсем другого порядка.

Не смотря на то, что Салютати оставался верным христианству, его отношения с церковью складывались достаточно сложно и в силу идеологических и в силу политических причин. Хотя не стоит упрощать ситуацию, сводя все к взаимным нападкам Салютати и теологов. У Салютати была цель, решить общественные проблемы своего времени, дать человеку непротиворечивую картину мира, которая сможет служить достаточным основанием для добродетельной и доблестной жизни, вокруг этой цели строилась вся его доктрина.

Салютати считает, что мир – юдоль страдания и греха, но в то же время, он не соглашается, что наилучшим решением для добродетельных будет уход от этого мира. Он сторонник активной жизни, призывает «вступив в схватку, сражаться за справедливость, истину и честь», что не противоречит христианской мысли о граде божием, царстве милосердия.

Эта мысль об ответственности человека за все, что происходит вокруг – одна из основных идей Салютати. Беря на себя ответственность за происходящее, ценой борьбы за улучшение существующего положения вещей, человек обретает как настоящее счастье, так и права гражданина. Для того чтобы лучше понять мысль Салютати об активной борьбе со злом стоит обратиться к его сочинению «О жизни в миру и монашестве» («De saeculo et Religione», около 1381 г.).

Эта позиция существенным образом отличается от той, которую порой хотят навязать Салютати. Мол, он не любил монахов за то, что они призывали к аскетизму и отсутствию радостей жизни, в то время как сам Салютати стремился к радостям этой жизни. Для подтверждения этой точки зрения чаще всего приводится отрывок из письма Салютати к Пеллегрино Дзамбеккари, который хотел постричься в монахи. Но надо понимать, что это всего лишь неполный отрывок, кроме того есть несколько источников, которые приводят разные тексты письма. Вот парочка для сравнения:

№1

"Не верь, о Пилигрим, что, избегая толпы, становясь отшельником, скрываясь в изоляции, уходя в скит, ты тем самым находишь путь к совершенству. То, что придает твоей работе степень совершенства, находится в тебе; в тебе - способность не принимать те внешние вещи, которые не затрагивают тебя, но они не могут не затронуть тебя, если только твой ум и твоя душа сосредоточенно останавливаются и обращаются к этим внешним вещам. Если душа твоя не допустит их в себя, то посреди рынка, в суде, на форуме, в самых оживленных в городе местах ты будешь, как в скиту. Если, напротив, в память о далеких вещах или в качестве соблазнов ты их к себе приблизил, то что толку в том, что ум наш понимает их как внешнее, к чему нам уединение? Собственная наша душа думает всегда о чем-нибудь таком, что постигается чувствами, что закладывается в памяти, что побуждается разумом или страстными желаниями. И что? Кто был дороже Господу: затворник и отшельник Павел или деятельный Авраам? Яков с двенадцатью сыновьями, множеством стад своих, двумя женами, огромным богатством - не думал ли ты, что он был дороже Господу, чем два Макария, Теофила и Иллариона? Верь мне, о Пилигрим, что только те, кто печется о вещах мира, только они знают толк в созерцании; таким образом, есть много званых, но мало избранных".
"Медитируй в свое удовольствие. Я же, напротив, всегда буду погружен в действие, направленное к высшей цели, чтобы всякое мое деяние было полезным и мне, и семейству, и, что более важно, - чтобы оно послужило для пользы моим друзьям и родине, а тогда оно может послужить примером и человеческому обществу". Дается по Реале Дж., Антисери Д. «Западная философия от истоков до наших дней».

№2

«...Не думай, мой Пелегрино, что путь к совершенству – бежать толпы, уклоняться от всего приятного, заключать себя в монастырь или стать отшельником... Несомненно, что, уйдя из мира, ты можешь низвергнуться с неба на землю, а я, оставаясь в миру, могу воспарить сердцем к небу. И ты, если ты заботишься о своей семье, детях, близких и друзьях, о своем государстве, включающем все это, служишь и отдаешь себя им, не можешь не вознестись сердцем к небесам и не быть угодным богу».

№3 Вики

«Не верь, о Пеллегрино, что бежать от мира, избегать вида прекрасных вещей, запереться в монастыре или удалиться в скит — это путь к совершенству».

Имея перед глазами такие разные тексты, нельзя спешить с выводами. Возможно, мы имеем дело с дурным переводом, с дурным пониманием идеи мыслителя-гуманиста, или просто с искажением первоначального смысла.

Наиболее ярко гражданственность Салютати проявляется в его отношении к государственной службе. В письме к Андреа Джусти да Вольтерра Салютати говорит о том, что граждане добродетельные и мудрые должны заниматься государственными делами, чтобы дурные и порочные не заняли их место и не принесли вред городу.

Очень тесно к идее об активном участии в мирской жизни примыкает идея Салютати о свободе человеческой воли. Этот сложный вопрос в христианстве обсуждался много раз, как до Салютати, так и после.

Взаимоотношения божественного провидения, свободной воли и всеобщего блага Салютати подробно рассматривает в трактате «О роке, судьбе и случайности» («De fato, fortuna et casu»).

Итак, согласно Салютати, земная жизнь дарована человеку богом, для того, чтобы он устраивал ее в соответствии с присущими человеку законами справедливости и добра. Дабы иметь возможность это сделать, человек должен познать самого себя и свои потенции, через образование и воспитание приобрести благородство и добродетельность, познать законы своей природы. Только при выполнении этих двух условий – стремление к добродетели и благоустройство мира – человеку станет доступно высшее счастье.

В этой точке гуманизм обретает свою законченность, как учение о человеке, но не как обособленной человеческой единице, возведенной на пьедестал, а как о его предназначении, о его цели и смысле.

Творчество:

«О достоинстве права и медицины» (1400)
«О тиране» (1400)
«О роке, судьбе и случайности» (1396—1399)
«О жизни в миру и монашестве» (1381)
«Инвектива против Антонио Лоски»
«О подвигах Геракла»

Колюччо Салютати не оставил большого литературного наследия, но он оставил нам в наследство свою жизнь. Жизнь полную ежедневной борьбы за человека. Все, в чем проявляет себя человек от самых простых и ничтожных вещей, до великих событий охватил могучий разум мыслителя. Не имея в своем арсенале многих современных нам знаний, едва попрощавшись со средневековьем, Салютати смог построить прекрасное здание своей этико-политической доктрины, которое вызывает восхищение и в наши дни. И только будущее, в развитии гуманистической науки, может быть, даст ответ о том, насколько прочен фундамент этого прекрасного здания.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
bin_rada
Jul. 16th, 2016 08:53 pm (UTC)
Интересно.
( 1 comment — Leave a comment )
подписка на газету Суть времени




Flag Counter




Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Page Summary

Profile

tstealth1
tstealth1
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow