?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Побудительной причиной для написания этого поста стало все отчетливее проступающее понимание того, что современный «гуманизм» превращается в свою полную противоположность, в своего смертельного врага в буквальном смысле, призванного убить Человека, раздавить человечность и свести на нет результаты многовекового становления человеческого общества.
Попросту говоря, происходит вот что:

Толкая человека стать рабом своего слепого «Я», сегодняшний «гуманизм» закрывает человеку все двери к истинной человечности.

Человек тянется к милосердию и взаимопомощи, но путь милосердия оказывается для него слишком труден. Он уже не способен к жертвам во имя человечности. Он не умеет по-настоящему помогать слабым и больным, потому что его убедили, что миром всегда правят только сильные, а слабые остаются за бортом. Зато он научился требовать защиты многообразных прав, в том числе прав инвалидов (инвалидам на самом деле нужно помогать, но не таким образом), создавая сложности и превращенные формы там, где истинная человечность просто взяла бы на себя труд и заботу. Человек тянется к милосердию, а его «Я» предлагает ему не трудиться, не делать что-то для других, но заняться своим любимым делом – требовать! Спросите любого инвалида, что для него важнее, его призрачные прописные права, которые все равно попираются, или внимание со стороны друзей, близких, тех, с кем он сталкивается в повседневной жизни и вам все станет ясно.

Человек подспудно понимает, что рожден для братства, но его научили грызть ближнего ради преимуществ в положении, в состоянии, в почестях, в славе. А он, человек не перестал страдать от того, что ему приходится переступать через других. Он с тревогой оглядывается назад, где оставил побежденных и раздавленных соперников.

Человек тянется к любви, но любовь превратилась в дешевое развлечение друг другом, в пользование другим, как вещью, в игру, где каждый стремиться получить все больше удовольствий и выгод, не думая о другом.

Человек тянется к чести и верности по отношению к близким, но его «Я» говорит, будь верным только себе. Человек не знает, что такое держать слово, быть настоящим другом, на которого можно положиться. А ведь это не просто лайкнуть фоточку в соцсети. БЫТЬ ДРУГОМ - это настоящий, благодарный труд, который приносит радость. Держать слово – это значит вызывать уважение и доверие других.

Человек хочет стать сильным, а его «Я» стремится потешить свое тщеславие мнимой силой. «Я» страшится ответственности за свои поступки, трусит и прячется. А ведь отвечать за свои поступки – это первый шаг к тому, чтобы принять на себя ответственность за судьбу мира и ощутить настоящую силу.

Человек тянется к отзывчивости и доброте. Но доброту узурпировали манипуляторы общественным сознанием. Они заменили ее толерантностью, кликушеством в духе: «не трогайте чужое Я». И человек боится прикоснуться к другому, боится настоящего духовного контакта. Пропасть между людьми, мешающая почувствовать отзывчивость и тепло, нарастает тем больше, чем больше человек стремиться быть «добрым», толерантным. Общество трещит по швам. А люди, не умея преодолеть глубину отчуждения, оказались в рабстве у внешней формы. Отсюда все сюсюкания и фальшивые улыбочки: «Спасибо, дорогая!»

Человек тянется к справедливости. Но какая может быть справедливость, если она напрямую связана с жертвенностью и умением делиться, уважать других и укрощать свое «Я». Есть только «Я». Кроме меня никого нет. Ни делиться, ни уступать место я не обязан. И сколько еще таких «я не обязан»?

Человек хочет трудиться, заниматься любимым делом, творить и радоваться своим достижениям. Но безвольное, ленивое «Я» требует отдыха и праздности.

Человек тянется к взаимопониманию, но «Я» вмешивается в диалог и делает собеседников глухими. Человек разучивается прислушиваться к другим, а ведь именно это – основа взаимопонимания. Двое сидящие в кафе и наперебой тараторящие о самом для них главном – глухи друг к другу.

Человек тянется к честности и прямоте, но от них не осталось уже практически ничего.

Человек тянется к развитию, но развитие это не пичканье собственного «Я» новыми впечатлениями и обрывками знаний, которые никогда не пригодятся. Развитие – это методичная и регулярная деятельность. Освоил знание, применяй его, прилагай к действительности, сделай мир лучше, созидай!

Человек хочет приобщиться к культуре, через произведения искусства, но культура скрывается в великих произведениях прошлого. В настоящем она стала заложницей гордыни, ленности и профанации. А зачем художнику долго учиться и много работать? Он и так все умеет, сейчас ка-а-а-к нарисует, сочинит, снимет… Вот и рисуют, снимают, пишут… Пишут для развлечения, забывая о том, для чего писали Гомер, Петрарка, Шекспир, Достоевский, Толстой, Горький. Пишут, даже не задумываясь, как ущербно выглядит их писанина, лишенная культурного содержания, гуманистических исканий и вообще всякого смысла. Эпоха самовлюбленного дилетантства!

О красоте я уж вообще лучше промолчу. Это просто плацдарм, где «Я» удалось развернуться в полную силу.

Человек тянется к природе, но и здесь его подстерегает ловушка. «Ты существо природное, прислушайся к себе и ты узнаешь, что на самом деле тебе необходимо», - нашептывает «Я». И как только человек поддается, это раздутое, искусственно выращенное, разъевшееся «Я» заставляет человека стать гораздо хуже животного.

Человек хочет счастья. Но он не понимает, что счастье не существует, как длительное состояние, которое достигается удовлетворением «Я». Счастье существует, как совокупность всего вышеперечисленного. Настоящее милосердие, любовь, отзывчивость, доброта и справедливость, труд и активная созидательная деятельность, взаимопонимание, погружение в прекрасное – это и есть счастье. Но человек отчужден от всего этого и погружен в превращенные формы.

И о, ужас! Порой приходится слышать, что это результат победившего гуманистического мировоззрения! Якобыучения якобыгуманистов приводятся в оправдание безграничного эгоизма и хищничества, гедонизма и пустой праздности.

Гуманизм все настойчивее называется основой "индивидуалистического мировоззрения", которое и вызвало к жизни то, что мы сегодня наблюдаем. Вот какие цитаты можно найти в интернете:

«Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма. В эту эпоху «с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым». Ренессанс приносит с собой новый тип личности. Это уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма и даже подчас хищничества, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы. Люди эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, это - кипучие натуры, которые и вокруг себя создают поле высокой духовной и деловой напряженности, постоянно учащают пульс жизни. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам и любит окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась верх. И в то же время это личность весьма противоречивая: она окружена массой врагов, завистников, конкурентов, она постоянно интригует, лавирует, хитрит, она вся в напряженной борьбе - против конкурентов, политических партий и др. В этой борьбе человек предельно целеустремлен и далеко не безгрешен. Для достижения своих целей он не гнушается никакими средствами - в ход идут подкуп, коварство, вероломство. Утонченный и вежливый в узком кругу высокообразованных друзей-гуманистов, он беспощаден к своим врагам и побежденного не жалеет. Решающие критерии его поступков не моральные, а беспринципно прагматические - личный успех, выживание и самоутверждение. Универсальным правилом жизни становится абсолютный, голый эгоизм. В "потустороннем" мире ренессансный индивид никого и ничего не боится. Не боится даже Бога, хотя он и не атеист. Он просто живет "на свой страх и риск". Для него нет моральных авторитетов».

Сразу оговорюсь, что эта тема тянет не на статьи в блоге и излагать ее надо не простым и занятным, а порой и провокационным языком ЖЖ, а в гораздо более сложной форме. И здесь интернет играет как раз на руку современному «гуманизму». Чаще всего небольшие интернет-статьи о гуманизме напоминают отравляющее антиисторическое месиво, замешанное на интерпретациях взглядов мыслителей разных эпох, школ и на личных предпочтениях автора. Стремление к опрощению лишает феномен гуманизма многих оттенков, обертонов. А авторы подобных опусов допускают хронологические и фактологические неточности.

И тут не имеет значения, какие сайты подают искаженную информацию, главное, что поисковики выдают их в первых строках. А человеком, не имеющим представления о теме, любая информация воспринимается некритично, тем более, если она изложена околонаучным языком.

Поэтому берясь за дело переосмысления исторической роли этого феномена, прежде всего, нужно учесть, что всю многовековую и очень неоднородную историю гуманизма просто невозможно излагать кратко, даже перечисление всех персоналий, течений и школ уже является проблемой.

Чтобы избежать путаницы, лучше всего взять за основу хронологический подход и последовать к первоистокам, окинуть взглядом жизнь колыбели гуманизма – Флоренции, вчитаться в мысли первого гуманиста – Петрарки, проследить, как эту эстафету подхватили Салютати, Бруни, Манетти и др., понять, что такое «гражданский гуманизм».



Следующий пост будет посвящен Флорентийской республике.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
подписка на газету Суть времени




Flag Counter




Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Profile

tstealth1
tstealth1
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow