?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у av_strannik в Чернобыль 30 лет
Все фотографии сделаны мною в августе 1986г. Мне было 30, когда бабахнуло. Сразу написал рапорт. – Что ты там будешь делать? – недобро спросил командир. – Завалы разгребать, у меня права бульдозериста, - отвечаю. - Иди с глаз моих, без тебя справятся.

Как я потом узнал, первый отряд из нашего управления, поднятый по тревоге, уже был там. Им сказали – учения на юге. Парадные костюмы тех парней я потом видел в углу гаража, взять их назад им запретили.
Сменные отряды из нашего управления посылали через две недели, дошла и до нашего отдела очередь.

– Ты хотел? Вперед!


Мы уже знали, куда едем, взяли самое поношенное. Нас неделю обучали в учебном центре, проверяли здоровье.
Летели на АН-12, от Киева ехали на ГАЗ-66. При въезде в 30 километровую Зону заставили одеть ПМГ-2.
Нам повезло. У нас всё было своё. Свои «химики» с самыми современными на то время приборами, отечественными и иностранными; свои медики; свои повара. Мы жили полностью автономно. Наш командир был членом Правительственной комиссии, он нам докладывал почти всё (допуск у нас был совсекретным). У меня было два фотоаппарата,  фотоувеличитель, пленки, реактивы, бумага. Все эти фотки я сделал еще там. В отряде было два УАЗика – буханки. У нас были пропуска – «ВСЮДУ», я и был везде вполне официально, делал фотки для отчета.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ от увиденного.

Огромный размах катастрофы, понимание безысходности случившегося с этой местностью, с этим «райским уголком», понимание, что здесь уже никогда не будут жить люди.
Огромный размах строительства саркофага. Огромные краны, бетоновозы, бетононасосы, огромные бульдозеры.


Были и радиоуправляемые японские бульдозеры, и небольшие роботы – чудо того времени. Правда, основную работу по расчистке сделали ребята на инженерных машинах и лопатами – светлая им память.  «Рыжий лес», он тогда еще стоял. Развалины АЭС.


Недостроенные 5 и 6 блоки. (Их можно было достроить и успешно эксплуатировать до сих пор, на мой взгляд).
Красивейшая местность вокруг с лодочными станциями и яхт клубами. Сосновый бор, где грибы можно было косой косить, мы и «накосили» два огромных мешка белых, и съели всё без остатка. Первоначальный страх «перед атомом» прошел, и мы уже вовсю трескали яблоки и грибы вопреки строгим запретам – молодость. Довелось увидеть Пугачеву с Кузьминым на концерте в «Зеленом мысу» в полевых условиях. Люди в то время были стеснительные, Алла долго уговаривала с ней потанцевать, за руку тащила, никто не шел, пока наконец высокий бравый танкист вышел.


ВПЕЧАТЛЕНИЯ от услышанного.
К нам приходили с беседами ученые-атомщики, им нравилась наша столовка – в то время были сумбурными. Всех волновало – взорвется или не взорвется. Ученые твердый ответ в то время дать не могли, сами не знали.

На месте фотографирования - 2рентгена/час.


Мешки со свинцовой дробью (сверху над стрелой бетононасоса видны их лохмотья) широко применялись в начале мая. Дробь сбрасывали с вертушек прямо в развал, - цель: заткнуть выбросы в атмосферу. Но…, скапливающийся газ и возрастающая температура приводила к дополнительным тепловым выбросам еще с большим давлением, мешки перестали сбрасывать.


На фото ниже - ликвидаторы в черных спецовках и белых кепках спускаются по лестнице со строящегося саркофага. Очень много шансов, что их уже нет...


На фото хорошо видны машины - бетононасосы (тогда очень редкий агрегат для СССР) и бетоновозы, между ними белая будка, там укрывались водители машин. Будка свинцовая, она ослабляла уровень радиации. Эти водители – герои, - или по бесшабашности, или по незнанию. Им платили пятикратную зарплату и обещали «Жигули» без очереди, боюсь, мало кто из них эти «Жигули» успел получить, в месте фотографа было 2р/час, на месте водителей, у основания саркофага – не знаю, но думаю – не меньше 20 р/час, т.е. безопасно работать можно было 1 час, что нереально в тех условиях. «Наши люди», совершая подвиг и мечтая о «Жигулях», - оставляли свои дозиметры в «чистой зоне», чтоб их «химики» не списали из «горячей зоны» раньше времени. Вот парадокс времен СССР, - «Жигули» - ценой жизни.


Въезд в Чернобыль. Рядом с этой стелой в здании СМУ находился наш отряд.


Въезд в Припять. В Припяти я не был, только у стелы.


На входе в общежитие дневальные всех "обнюхивали" прибором ДП-5В, и заставляли чистить пыль и мыть сапоги.


Машины тоже "обнюхивали" после рейсов.


Машины мыли до состояния - "чисто", чтобы прибор не пищал.


У нас на 50 человек был свой врач и фельдшер. Перед выездом прошли медкомиссию, на ней некоторые «откосили» по здоровью. В зоне брали кровь два раза за месяц, давали йод, поливитамины. Воду для кухни возили из чистой зоны во флягах, для питья в ящиках в коридоре стояли бутылки с «Ессентуками» и «Боржоми». Эти девушки у нас брали кровь.


Как прошел первый страх от окружающей среды, народ потянуло на экзотику, на яблоки и грибы. К тому времени у нас в отряде уже были хорошие иностранные приборы, позволяющие замерять степень радиоактивного заражения не только гамма-лучами, но и бета, и альфа. Грибов в конце августа 86 в окрестных лесах было МОРЕ. Грибников не было совсем - посты не пропускали в "зону", а внутри "зоны" то же посты, да и транспорта почти нет. За час мы набрали пять мешков - только белые. Замер грибов показал – превышение над уровнем общего фона – незначительное, помыли получше и пожарили. Когда запах жареных грибов разнесся по общежитию – потянулись и самые опасливые, все два огромных мешка-пакета отборных белых грибов смолотили за один раз. Больше нас за грибами не отпустили.



С машинами у нас проблем не было. УРАЛы, ЗИЛы, УАЗики, ГАЗик.


Вчера в школе 1450 "Олимп" я провел урок истории, рассказал об аварии и её ликвидации. Дети слушали очень внимательно, и задавали очень умные вопросы.

ПРИЧИНЫ аварии.
Погибших не судят. Они виноваты лишь в том, что не смогли сказать начальству – НЕТ – на приказ вновь запустить уже почти остановленный реактор. (На Саяно-Шушенской – та же причина – дергание турбин). О причинах аварии и её последствиях, о стратегии ликвидации, более подробно написано в моем старом посте. Там есть комментарии атомщиков, например ogolovok , там есть выдержки из статьи  дозиметриста, на основании которых, и на поздних публикациях я делаю вывод об ошибках при ликвидации последствий аварии.
ОШИБКИ при ликвидации.
Изначально считалось, что почти всё топливо осталось в реакторе и под ним, что оно может взорваться. Отсюда охлаждающий тоннель, отсюда саркофаг, и, как следствие – жертвы при возведении того и другого в кратчайшие сроки. Как потом оказалось – топливо выгорело всё, или всё улетело в атмосферу по словам Чечерова, по крайней мере, то что осталось не способно взорваться, а строительство саркофага в первоначальном виде – продолжалось.
Ненужная спешка при очистке завалов и крыши, привела к дополнительным жертвам.
ОШИБКИ закрытия станции.
Восстановленную АЭС вполне можно было бы эксплуатировать до сих пор, она былапосле восстановления не опаснее всех остальных.


ПОГИБШИМ - вечная память!!!!
ЖИВЫМ - здравия!!!


Мой сайт.

 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
подписка на газету Суть времени




Flag Counter




Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Profile

tstealth1
tstealth1
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow