tstealth1 (tstealth1) wrote,
tstealth1
tstealth1

Кибовский и проблема элитарного и утилитарного искусства



Я не люблю критиковать. Это довольно неприятное, совершенно не вдохновляющее, отвлекающее от серьезных дел, занятие, которое без должного контроля может перерасти в излишнюю ворчливость.

Я люблю хвалить.
Я безоглядно восхищаюсь теми людьми, которые работают для того, чтобы жизнь стала лучше. Я от всей души благодарна тем, кто открывает другим новые горизонты, приобщает к подлинной культуре.
Я искренне уважаю умных, образованных, интеллигентных, культурных людей, которые своими словами и действиями побуждают других задуматься о наследии предков, о высоком искусстве, о будущем нашего общества.
Но как я могу уважать людей, тем более занимающих соответствующие посты, которые подменяют понятия, искажают смысл культуры и дезориентируют свою аудиторию на потребу идеологической конъюнктуре?
Как я могу спокойно смотреть на то, как государственный чиновник, в чьи обязанности входит обеспечивать встречу культуры и человека, уничтожает любую возможность такой встречи.
Нет, смотреть на такое спокойно я не смогу, я соберу свою волю в кулак и буду вести войну. Критикой. До конца.
И я не остановлюсь, не смотря на то, что вообще-то критиковать я люблю не очень.

Итак, не успел еще начаться Московский культурный форум 2016, а уже закрадываются смутные сомнения в его культурном содержании. Основанием для этого являются, в том числе, и слова главы департамента культуры города Москвы Александра Владимировича Кибовского. Вот его цитата, размещенная на сайте форума:

«Программа насыщенная, большая, думаю, что удовольствие получат все - от человека искушенного, являющегося ценителем элитарных видов искусств, прекрасно разбирающегося в современных конъюнктурах, так и просто для человека, у которого есть утилитарный интерес».

Позвольте, что это значит? У меня вопросы к каждому слову!

Я не буду придираться к слову «удовольствие» в отношении культуры. Браться за столь сложную тему в рамках поста было бы просто глупо. Но невозможно не спросить, что значит словосочетание «элитарные виды искусств»? Как вообще совмещается слово «элитарный» и слово «культура»? Что такое утилитарный интерес? И кого подразумевает Кибовский, говоря об элитарности и утилитарности интересов? И, ради бога, что такое современные конъюнктуры (где? В культуре? В искусстве? В идеологии? В политике?).

Понимает ли господин Кибовский, ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

Культура и искусство относятся к сфере духовных ценностей и поэтому они не могут быть элитарными, утилитарными, конъюнктурными. Это наследие многих поколений наших предков. Культура, как и шедевры искусства, является общенародным достоянием. На культурное мероприятие можно прийти как в церковь, чтобы приобщиться к таинствам тех мощнейших культурных традиций, которые были пронесены через все эпохи нашей истории. Культура – это корневая система народа.

Но, очевидно, господин Кибовский приглашает нас не на такое мероприятие. О чем же тогда он хочет нам сказать? О чем этот наследник старинного дворянского рода, приставленный к культуре, проговаривается в своей коротенькой, но емкой фразе?

А может о том же, о чем пишет культуролог С. Н. Гавров:

«В современной России культурная политика не имеет единства на уровне идей, а также слабо структурирована. Эклектика и отсутствие организующей идеи и есть её идея и стиль. Такое положение вполне закономерно для постреволюционного двадцатилетия, ситуации, когда советский социально-культурный эксперимент по определению высокой культуры как нормативной для всех закончился. Новый человек стал ненужным. Востребованным стало традиционное воспроизведение общества в его социальной стратификации, воспроизводство управляющих и управляемых. Последние должны занимать подчиненное положение не только исходя из своих совокупных материальных активов, но и из базового для такого разделения культурного и образовательного ценза, который неизбежно должен отличатся от культурного и образовательного ценза управляющей элиты».



Вот такая у нас государственная культурная политика, господа и товарищи.

Разве не это имеет в виду Александр Владимирович, подчеркивая такие разные, прямо таки полярные интересы искушенной элиты и просто человека с утилитарными интересами?
Судя по форме приглашения гостей на культурный форум, именно это он и имеет в виду. Элите – искусство, а народу – попкорн.

Рискну предположить, что подобная установка действует во всех сферах человеческой жизни в современной России. Нарастающую «социальную стратификацию» мы наблюдаем и в образовании, и в медицине, и в трудовой сфере, и в социальной сфере, и, в том числе, в культуре.

И тут кое-кто может поддаться порыву и обвинить в некультурности наш многострадальный народ. «Вот именно в культуре! Мы наблюдаем стратификацию! А что делать? Народ хочет попкорн».
Разумеется, попкорн принудительно не отменишь, и многие сегодня, возможно, предпочтут его, концерту классической музыки. Но давайте зададимся вопросом, кто же виноват. А тот, кто целенаправленно воспроизводит в обществе управляемых и управляющих.

Почему у нас закрываются библиотеки? Что творится с образовательными программами? Что льется на нас с телеэкранов, чем заполнены книжные полки и киоски Роспечати? Что предлагает интернет? На каких образцах воспитывается сегодняшняя молодежь?

Явная и скрытая реклама бездуховности, глупости, уродства, негативных образов, легкомысленного образа жизни приводит к тому, что у молодежи искажено понимание нравственных социальных норм, чувства ответственности, чувство прекрасного. Что самое страшное, отсутствует интеллектуальный и культурный базис, не сформированы полноценные психологические структуры.

Кто ответит за это, если уже несколько поколений погружены в этот культурный вакуум и вакханалию воинствующего бескультурья?

С самого раннего детства необходимо вводить ребенка в мир высокой культуры! Воспитательную функцию культуры нельзя отрицать. И для того, чтобы взрослые предпочли концерт Моцарта, ребенка надо воспитывать на самых высоких культурных образцах.

Сегодня в метро я обратила внимание на девушку с толстой книгой, не удержалась и заглянула через плечо. То, что я увидела, вызвало во мне чувства, далекие от благостных: «Сексуальность в викторианской Англии. Дело веселых трансвеститов». Этой девушке, судя по хрупким плечам и тонким детским пальцам, было не более 15 лет, почти ребенок. Как вы думаете, она уже прочитала «Анну Каренину»? И насколько расширится ее кругозор в области английской истории? А может ее зовут Лолита?

Если бы в тот момент мне представили издателя этой книги, я не знаю, смогла ли бы я сдержать свои эмоции.
Вот так вот и получается. Сначала наша коньюнктура развращает подростков подобными книжонками, а потом представляет деградацию общества, как неизбежность.

Скорее всего, это устраивает российскую «элиту», потому что в такой ситуации, они осмеливаются говорить о культурном и образовательном цензе.

У меня только один вопрос: эта «элита» собирается закреплять свое ОТЛИЧИЕ от людей с утилитарным сознанием законодательно или будет искать подтверждение фундаментального отличия научными способами?
А что же господин Кибовский?

Играть в подобные игры может себе позволить только совершенно неумный, спесивый и абсолютно некультурный человек. Мне бы совершенно не хотелось считать таковым Александра Владимировича, но его слова говорят сами за себя.

И теперь, зная истинное лицо этого человека, я начинаю переживать за культурную политику города Москвы. Придется внимательно наблюдать за ситуацией, чтобы постараться вовремя остановить его амбициозные замыслы по воспроизводству управляемых и управляющих.
Tags: Кибовский, культура, культурная война, многоэтажное человечество, мухи&пчелы, расслоение, элита
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments