tstealth1 (tstealth1) wrote,
tstealth1
tstealth1

Библиотека, как место силы

библиотекарьпроф

Другие статьи на эту тему тут, тут, и тут.

Нельзя сказать, что ухудшение положения библиотек началось вчера или даже год назад.

Последние 20 лет в библиотечном деле, как и во многих областях человеческой жизнедеятельности в нашей стране наблюдалось "стабильное" разрушение и регресс.

Некоторые отрасли человеческой жизнедеятельности на многие годы, кажется, были позабыты государством. Но вдруг все изменилось! Нам предлагают реформы!
И, казалось бы, нужно радоваться и принимать эту манну небесную с благодарностью, но в современном обществе наживы и стяжательства у наученных опытом граждан любая реформа вызывает подозрения, воспринимается в штыки или уж как минимум с осторожностью.

А не затевается ли это все с целью нагреть руки на тех или иных возможностях? И кто будет проводить эту реформу? А как эта реформа скажется на состоянии граждан, уже лишившихся многих социальных гарантий со стороны государства?

Никто не сомневается, само то, что после 20-летнего перерыва, наше государство обратило внимание на проблемы библиотек и их сотрудников является очень хорошим знаком. Ведь перемены давно назрели. Многие библиотеки требуют ремонта, во многих из них царит вопиющая ветхость (интерьера, а не фондов!). Сотрудники постоянно борются за выживание в полном смысле этого слова. Требуется улучшение технической базы библиотек. Требуют регламентирования и отлаживания межведомственные связи библиотек со школами, трудовыми коллективами, гражданскими объединениями.

Но не будем торопиться, а разберемся в том, что нам предлагают.

Легко заметить, что все выше приведенные проблемы связаны с недостаточностью финансирования (а это - неизбежная ситуация для общества, находящегося в состоянии регресса) и отсутствием слаженной работы. И, кажется, что такая их постановка сама наталкивает на очевидное решение. Но почему же сейчас в одном комплекте с решением старых и, безусловно, больных проблем нам предлагают изменить концепцию библиотеки как таковой.

Опять же нельзя сказать, что ситуация угрожающая концепции библиотеки, сложилась вчера или позавчера. "Законодательные мины" были заложены уже давно.

В те самые времена, когда библиотеки обязали оказывать гражданам «услуги».

И вот тут-то стоит немного сказать о самой концепции вообще.

Обратимся к словарям:
"БИБЛИОТЕКА - это особым образом организованное собрание книг, журналов, видеозаписей и т.п. Хотя библиотеки традиционно считались хранилищами книг, библиотечные собрания всегда состояли из самых разнообразных материалов. Наряду с поддержанием в сохранности традиционных материалов накапливались и документы новых форматов.

Функции. С самого начала своей истории библиотеки были предназначены для сбора, хранения, организации и поиска информации. В структуре библиотеки можно выделить два подразделения - технические службы и читательские службы. Технические службы связаны главным образом с внутренней деятельностью библиотеки и обеспечивают такие функции, как комплектование и развитие фонда, каталогизация и хранение. Читательские службы заняты справочной деятельностью и обеспечением доступа читателей к фондам хранения".

Нельзя назвать справочную деятельность и обеспечение доступа читателей к фондам хранения услугами. Это часть работы библиотеки, как системы. Эта годами проверенная система давала отличные результаты. Она осуществляла образовательные, просветительские, воспитательные функции. Она обладала прекрасными традициями, передаваемыми из поколения в поколение в течение многих лет.

Вот как М.И. Калинин отзывался о работе заведующих избой-читальней: "Работа избачей — дело трудное, но благородное и увлекательное. Это — работа для души. Человек чувствует, что он несет просвещение в массы. Что может быть увлекательнее, когда сознаешь, что ты расширяешь умственный кругозор народных масс".
При всем желании просвещение и воспитание так же невозможно назвать услугой! Это вклад в будущее страны, формирование качественного стратегического ресурса, интеллектуального потенциала. Переход от просвещения к услугам меняет ровным счетом все! Если ранее человек шел в библиотеку чтобы его просветили, приобщили к бесконечному миру культуры, знаний, опыта, то есть изменили его качество, сделали его лучше, то теперь потребитель приходит получить услуги, которые не меняют ничего в нем самом и подразумевают, что он вправе требовать определенного ему известного качества этих услуг.

Но реформаторы на этом не остановились. Исходя из всего вышеозначенного, они стали вводить количественные критерии оценки работы библиотек!

Записывается много людей. Молодцы! Хорошо работаете. Знаете, какие услуги пользуются спросом.

Не записываются. Плохо работаете. Привлекайте людей! Проводите маркетинговые исследования! Устраивайте мероприятия. Такие, чтобы интересно и весело!

Помилуйте, но при чем тут библиотека!?

И вот тут-то и вскрывается основная проблема позиционирования библиотеки в жизни общества.

Если в обществе на уровне идеологии и смысловых матриц главным является всеобщее развитие, то вся система (и школа, и трудовой коллектив, и семья, и клубы по интересам) будет работать так, чтобы человек сам пришел в библиотеку. Мотивация человека будет формироваться не библиотекой, а самим человеком, через осознание необходимости собственного роста.

Если в обществе доминирует подход, не требующий от человека высокого культурного уровня, то доступность книг широкому читателю тоже не требуется! Необходимость в библиотеке, как таковой ОТПАДАЕТ! И тогда начинаются танцы с бубнами вокруг услуг. Ведь с одной стороны нельзя сразу вот так взять и закрыть все библиотеки, а с другой – есть закономерное желание сэкономить на совершенно бесперспективной в плане прибыли структуре. Что делать?

Правильно, надо изменить существующую структуру так, чтобы она приносила хоть какую-то прибыль. Ну конечно, для этого необходимо вложиться. Ремонт, игровые автоматы, кафетерии, броско, ярко, завлекательно.

Кстати, необходимо отметить, что подобный подход действует только в России. Почему? Наверное, все же главную роль играет неуемная жажда наживы наших чиновников при достаточно скромном бюджете.

Один очень радеющий за свое дело человек, который не упускает случая в любой поездке за рубеж зайти в библиотеку и поговорить с тамошними библиотекарями сказал, что там концепцию библиотек сохраняют нетронутой. Записывающихся считают только для периодической отчетности, а не в качестве критерия рентабельности. Организации мероприятий и привлечения «клиентов» никто не требует.

За всем этим угадываются две тенденции.

Одна - концептуальная.

И ее можно проиллюстрировать высказыванием Фурсенко: "…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя".
И цитатой культуролога С.Н. Гаврова: «В современной России культурная политика не имеет единства на уровне идей, а также слабо структурирована. Эклектика и отсутствие организующей идеи и есть ее идея и стиль. Такое положение вполне закономерно для постреволюционного двадцатилетия, ситуации, когда советский социально-культурный эксперимент по определению высокой культуры как нормативной для всех закончился. Новый человек стал ненужным. Востребованным стало традиционное воспроизведение общества в его социальной стратификации, воспроизводство управляющих и управляемых. Последние должны занимать подчиненное положение не только исходя из своих совокупных материальных активов, но и из базового для такого разделения культурного и образовательного ценза, который неизбежно должен отличатся от культурного и образовательного ценза управляющей элиты».

Это очень, очень страшная тенденция, она проявляется во всем, начиная от нашего телевидения и СМИ, заканчивая школами и ВУЗами. И ее уже давно никто не скрывает…

Вторая - экономическая.
И на ней мы остановимся подробней.

По определению в библиотечной системе нет места коммерческой составляющей. Но уж коли дело зашло об услугах, то грех не подумать и о плате за них. И потом почему это нет места, почему нельзя зарабатывать на культуре, образовании, здравоохранении? Ведь в капиталистическом мире, если что-то не приносит прибыли, то оно является ненужным обременением (и это при том, что граждане исправно платят налоги) и срочно требует оптимизации и реорганизации. Но эту позицию мы обсудим в заключение статьи (на уровне государственной безопасности).

Итак, коммерциализация!

Библиотеки должны приносить прибыль. Управлять всеми процессами должны эффективные менеджеры. Предоставлять они должны актуальные услуги.

Здесь же формируется и благодатная почва для всяческих мошеннических и полумошеннических схем. Все самые крупные методологи библиотечного дела уже давно стали хорошоплачиваемой прослойкой между чиновниками, интересы которых они обслуживают, и простыми библиотекарями. Да-да, присмотритесь получше к этим эффективным менеджерам. Зачем они пришли? Их интересует коллектив? Или они душой болеют за библиотеку, образование, просвещение народа? Помилуйте, они не на то заточены! Даже если хорошо мимикрируют и научились с помощью слов скрывать свои мысли.

И появление этой прослойки нельзя не замечать. Подобное расслоение приводит к полнейшему бесправию коллективов библиотек. А деньги, выделяемые государством, распределяются этой прослойкой так, что большая часть их уходит в якобы необходимые структуры, которые распоряжаются ими так, что польза для библиотек сводится к припудриванию носика.

Постепенно государственное финансирование прекратится вообще, что-то перейдет в частные руки вместе с помещениями и людьми. Какие-то библиотеки будут выживать, какие-то закроют. Ненужные люди пойдут под сокращение, а оставшиеся из уважаемых работников умственного труда превратятся в продавцов-кассиров и массовиков-затейников.

Все это, в общем-то, однозначно указывает на характер грядущих перемен. Реформа библиотек непосредственно связана с переходом к другой культурной матрице, к матрице откровенно эксплуататорской и бесчеловечной, где главным становится не человек, а деньги. И для понимания ситуации не надо читать насквозь фальшивые постановления, указы и распоряжения. Не надо слушать слащавые речи идеологов реформ о том, какими красивыми и современными станут библиотеки будущего. Надо четко отделять ремонт, обустройство и модернизацию от концептуального убийства.

Ведь все эти тенденции, вернувшись в виде бумеранга, ударят по каждому гражданину в сфере образования, медицины и пр. Именно об этом ударе, который обеспечит окончательное разделение и говорит культуролог Гавров. В той концепции, где человек превращается в стадо, в средство выжимания денег, каждая отданная позиция обернется бедой для наших же собственных детей.

Можно ли разделять мнение, что в капиталистическом мире все должно приносить прибыль, в том числе и школы, и библиотеки, и детские сады, и научные изыскания, и природоохранные заповедники, и больницы, и человеческие органы - это проблема этики. И речь пока не об этом.

Но присматриваясь к происходящему, хочется задать вопрос, каким потенциалом должно обладать государство, стремящееся быть лидером на мировой арене? И здесь не последнее место занимает интеллектуальный потенциал, который не формируется за месяц или даже за 5 лет. Чтобы через двадцать лет получить первоклассного специалиста, нужно начать сегодня вкладывать в пятилетнего ребенка!

Это стратегическая составляющая жизнедеятельности государства, точка роста.
Если же государство не будет заниматься воспитанием, образованием и просвещением своего народа, то во-первых воспитанием займутся различные, зачастую преследующие свои политические цели НКО, а во-вторых, необразованная масса народа, лишенная ценностных ориентиров и понимания происходящих процессов очень легко приводится в состояние нестабильности и агрессии. А это может привести к неконтролируемым последствиям.

В условиях, когда государственная политика формируется с учетом мнения гражданского общества, а президент страны неуклонно держит курс на развитие общественно-государственного партнерства с целью обеспечения наилучшего результата для отрасли, граждан и страны, необходимо повсеместно выявлять неприемлемые проекты и вносить вместо них свои предложения по реформированию. Привлекать родительские и гражданские комитеты, экспертные сообщества. Организовывать круглые столы и конференции. Самостоятельно формировать заказ на обновление фондов.

Предложениям создавать развлекательные центры, необходимо противопоставлять предложения о создании интеллектуально-культурных центров. У многих библиотек уже есть положительный опыт такого общественно-государственного сотрудничества. Нельзя недооценивать силу влияния гражданских демократических институтов, но нужно иметь в виду, что они заработают, только если в них придут грамотные, бескорыстные и компетентные в своем деле люди!

В библиотечных структурах это должно делать само библиотечное сообщество. Именно оно может стать сознательным и сильным субъектом, определяющим свою собственную судьбу и, в сотрудничестве с другими гражданами, судьбу страны!

Приведем здесь цитату В.В Путина из его обращения к Федеральному собранию:
"По итогам следующего года планирую провести встречу с представителями негосударственного сектора. Мы обсудим, каких изменений удалось достичь в последнее время. И в целом мы должны значительно расширить возможности площадок, на которых идет диалог государства и общества, в первую очередь Общественной палаты и региональных общественных палат.
Эти структуры и на федеральном, и на региональном уровне должны включиться в комплексную экспертизу законопроектов и государственных решений, в том числе, конечно, и в рамках так называемого нулевого чтения, которое призвано служить эффективным механизмом обратной связи.
Сейчас мы видим, насколько активно и конструктивно проявляют себя граждане. Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, в решении проблем. Понимают, что от их личных усилий многое зависит. Воля, поступки и великодушие этих людей формируют бесценный социальный гражданский потенциал страны.
Каждый, кто готов брать на себя ответственность, должен быть вовлечен в реализацию планов развития страны, конкретных регионов и муниципалитетов. Если государство и общество действуют в одной повестке, в атмосфере сотрудничества и доверия, - это гарантия достижения успеха."
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/
© КонсультантПлюс, 1992-2015


Tags: библиотека, гражданский комитет, политика, реформа библиотек, социальный риск
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments