tstealth1 (tstealth1) wrote,
tstealth1
tstealth1

Nokia 3310, новый iphon или выход за рамки ложной альтернативы

Почему-то всем кажется, что антипотреблядская альтернатива новой модели iphon - это обязательно старая Nokia 3310.
"Ну а как же," - скажут мне, - "айфон раскрученный, навороченный, престижный, понтовый и вожделенный для всех суперпотребителей гаджет, а старушка 3310 для принципиальных, невзыскательных конформистов, которые не могут научиться елозить пальцами по экрану".
Совершенно верно! В системе координат под названием "а у нас в квартире газ" все обстоит именно так. Новые технологии ушли далеко вперед, производители придумали для покупателей много очень полезных примочек, в необходимости которых ТЕПЕРЬ покупатели даже не сомневаются. И только принципиальные конформисты и ретрограды все никак не желают выкладывать свои денежки за возможность сделать свою "селфи" еще более "секси".
С точки зрения пары потребитель - непотребитель все логично. Потребитель будет покупать технологически лучшее, брендовое и дорогое, внимательно следя за новинками рынка, а непотребитель будет держаться за нокию 3310, пока случайно не утопит ее в унитазе. Но если все так, то даже человек не склонный к безумному транжирству не захочет встать на сторону отказа от потреблятства, хотя и будет постоянно сомневаться а настолько ли нужны ему все эти сексуальные селфи за дополнительную плату.
Где же подвох?
А подвох в системе координат. И даже чуть глубже в личности самих потребителей.
Если мы вводим для оценки потреблядства - непотреблядства критерий обладания предметами по шкале: (самое престижное, навороченное и часто обновляемое, но самое дорогое)....(пусть устаревшее, но привычное и экономное). То вышеприведенная ловушка неизбежна.

Potreblyadstvo

Но давайте возьмем и сменим шкалу. Вернее уберем ее вообще и признаем, что выбор любого предмета осуществляется только его будущим владельцем по своим собственным критериям.
Признаем сразу, что ретрограды от этого никуда не денутся, как и просто люди, у которых недостаточно средств. И это отдельная вполне себе крупная и важная тема. Но их выбор будет уже просто их выбором, а не критерием отказа от потреблядства.
Мы же рассмотрим, как происходит выбор (в нашем случае телефона) вполне себе современным, образованным, зрелым человеком.
Во-первых, такой человек точно знает, чего он хочет. Какие функции ему необходимы при пользовании телефоном, смартфоном или КПК. Ему кроме непосредственно телефонной связи скорее всего необходима электронная почта, интернет и может быть какие-то индивидуальные программы.
Во-вторых, он вполне в курсе всех современных тенденций и достаточно информирован, чтобы знать у какого производителя, где и как можно приобрести нужную модель и не быть обманутым.
Втретьих, такой человек не будет переплачивать за бренд только ради бренда и за новизну, только ради новизны. Но если новое или брендовое ему более подойдет по его критериям, то он не будет этого стесняться.
Он купит тот телефон, который ему нужен, спокойно положит его в карман и будет знать, что он и без селфи достаточно секси. Извините не могу удержаться.
Вот так мы разобрались с навязываемой нами системой координат. Но ведь почему-то мы с радостью принимаем эту систему и в припрыжку бежим за новым айфоном. Вопрос почему? Что срабатывает в нашей психике?
На этот вопрос мы постараемся ответить с помощью известного немецкого социального психологи Эриха Фромма.
В своих работах он описывает две психологические установки человека: иметь или быть.
Установка "БЫТЬ" это как раз установка зрелой личности, которая независима, гармонично развита и описана мною в этом тексте выше. Такой человек не будет гоняться за брендовым телефоном, чтобы повысить свой статус или самоутвердиться в жизни. Его собственное достоинство определяется внутренним содержанием и весом. Вещи же для него только слуги.
Человек с установкой "иметь" наоборот - раб своих вещей. Он есть то, что он имеет. А потому, чтобы повысить свою значимость ему необходимо иметь все больше и лучше. Именно это и есть корень потреблядства. Если хотите банальное меряние: "а у нас в квартире газ".
В нашем обществе, где человек напрочь отлучен от культурного, интеллектуального, исторического содержания, процветание такой установки неизбежно. А потому и навязать ее нам не стоит большого труда.
Все просто: человек - культура = потреблядство.
А теперь давайте задумаемся...
Tags: потреблядство, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments