tstealth1 (tstealth1) wrote,
tstealth1
tstealth1

Nokia 3310, новый iphon или выход за рамки ложной альтернативы

Почему-то всем кажется, что антипотреблядская альтернатива новой модели iphon - это обязательно старая Nokia 3310.
"Ну а как же," - скажут мне, - "айфон раскрученный, навороченный, престижный, понтовый и вожделенный для всех суперпотребителей гаджет, а старушка 3310 для принципиальных, невзыскательных конформистов, которые не могут научиться елозить пальцами по экрану".
Совершенно верно! В системе координат под названием "а у нас в квартире газ" все обстоит именно так. Новые технологии ушли далеко вперед, производители придумали для покупателей много очень полезных примочек, в необходимости которых ТЕПЕРЬ покупатели даже не сомневаются. И только принципиальные конформисты и ретрограды все никак не желают выкладывать свои денежки за возможность сделать свою "селфи" еще более "секси".
С точки зрения пары потребитель - непотребитель все логично. Потребитель будет покупать технологически лучшее, брендовое и дорогое, внимательно следя за новинками рынка, а непотребитель будет держаться за нокию 3310, пока случайно не утопит ее в унитазе. Но если все так, то даже человек не склонный к безумному транжирству не захочет встать на сторону отказа от потреблятства, хотя и будет постоянно сомневаться а настолько ли нужны ему все эти сексуальные селфи за дополнительную плату.
Где же подвох?
А подвох в системе координат. И даже чуть глубже в личности самих потребителей.
Если мы вводим для оценки потреблядства - непотреблядства критерий обладания предметами по шкале: (самое престижное, навороченное и часто обновляемое, но самое дорогое)....(пусть устаревшее, но привычное и экономное). То вышеприведенная ловушка неизбежна.

Potreblyadstvo

Но давайте возьмем и сменим шкалу. Вернее уберем ее вообще и признаем, что выбор любого предмета осуществляется только его будущим владельцем по своим собственным критериям.
Признаем сразу, что ретрограды от этого никуда не денутся, как и просто люди, у которых недостаточно средств. И это отдельная вполне себе крупная и важная тема. Но их выбор будет уже просто их выбором, а не критерием отказа от потреблядства.
Мы же рассмотрим, как происходит выбор (в нашем случае телефона) вполне себе современным, образованным, зрелым человеком.
Во-первых, такой человек точно знает, чего он хочет. Какие функции ему необходимы при пользовании телефоном, смартфоном или КПК. Ему кроме непосредственно телефонной связи скорее всего необходима электронная почта, интернет и может быть какие-то индивидуальные программы.
Во-вторых, он вполне в курсе всех современных тенденций и достаточно информирован, чтобы знать у какого производителя, где и как можно приобрести нужную модель и не быть обманутым.
Втретьих, такой человек не будет переплачивать за бренд только ради бренда и за новизну, только ради новизны. Но если новое или брендовое ему более подойдет по его критериям, то он не будет этого стесняться.
Он купит тот телефон, который ему нужен, спокойно положит его в карман и будет знать, что он и без селфи достаточно секси. Извините не могу удержаться.
Вот так мы разобрались с навязываемой нами системой координат. Но ведь почему-то мы с радостью принимаем эту систему и в припрыжку бежим за новым айфоном. Вопрос почему? Что срабатывает в нашей психике?
На этот вопрос мы постараемся ответить с помощью известного немецкого социального психологи Эриха Фромма.
В своих работах он описывает две психологические установки человека: иметь или быть.
Установка "БЫТЬ" это как раз установка зрелой личности, которая независима, гармонично развита и описана мною в этом тексте выше. Такой человек не будет гоняться за брендовым телефоном, чтобы повысить свой статус или самоутвердиться в жизни. Его собственное достоинство определяется внутренним содержанием и весом. Вещи же для него только слуги.
Человек с установкой "иметь" наоборот - раб своих вещей. Он есть то, что он имеет. А потому, чтобы повысить свою значимость ему необходимо иметь все больше и лучше. Именно это и есть корень потреблядства. Если хотите банальное меряние: "а у нас в квартире газ".
В нашем обществе, где человек напрочь отлучен от культурного, интеллектуального, исторического содержания, процветание такой установки неизбежно. А потому и навязать ее нам не стоит большого труда.
Все просто: человек - культура = потреблядство.
А теперь давайте задумаемся...
Tags: потреблядство, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments