tstealth1 (tstealth1) wrote,
tstealth1
tstealth1

Чернобыль глазами очевидца

Оригинал взят у av_strannik в Чернобыль 30 лет
Все фотографии сделаны мною в августе 1986г. Мне было 30, когда бабахнуло. Сразу написал рапорт. – Что ты там будешь делать? – недобро спросил командир. – Завалы разгребать, у меня права бульдозериста, - отвечаю. - Иди с глаз моих, без тебя справятся.

Как я потом узнал, первый отряд из нашего управления, поднятый по тревоге, уже был там. Им сказали – учения на юге. Парадные костюмы тех парней я потом видел в углу гаража, взять их назад им запретили.
Сменные отряды из нашего управления посылали через две недели, дошла и до нашего отдела очередь.

– Ты хотел? Вперед!


Мы уже знали, куда едем, взяли самое поношенное. Нас неделю обучали в учебном центре, проверяли здоровье.
Летели на АН-12, от Киева ехали на ГАЗ-66. При въезде в 30 километровую Зону заставили одеть ПМГ-2.
Нам повезло. У нас всё было своё. Свои «химики» с самыми современными на то время приборами, отечественными и иностранными; свои медики; свои повара. Мы жили полностью автономно. Наш командир был членом Правительственной комиссии, он нам докладывал почти всё (допуск у нас был совсекретным). У меня было два фотоаппарата,  фотоувеличитель, пленки, реактивы, бумага. Все эти фотки я сделал еще там. В отряде было два УАЗика – буханки. У нас были пропуска – «ВСЮДУ», я и был везде вполне официально, делал фотки для отчета.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ от увиденного.

Огромный размах катастрофы, понимание безысходности случившегося с этой местностью, с этим «райским уголком», понимание, что здесь уже никогда не будут жить люди.
Огромный размах строительства саркофага. Огромные краны, бетоновозы, бетононасосы, огромные бульдозеры.


Были и радиоуправляемые японские бульдозеры, и небольшие роботы – чудо того времени. Правда, основную работу по расчистке сделали ребята на инженерных машинах и лопатами – светлая им память.  «Рыжий лес», он тогда еще стоял. Развалины АЭС.


Недостроенные 5 и 6 блоки. (Их можно было достроить и успешно эксплуатировать до сих пор, на мой взгляд).
Красивейшая местность вокруг с лодочными станциями и яхт клубами. Сосновый бор, где грибы можно было косой косить, мы и «накосили» два огромных мешка белых, и съели всё без остатка. Первоначальный страх «перед атомом» прошел, и мы уже вовсю трескали яблоки и грибы вопреки строгим запретам – молодость. Довелось увидеть Пугачеву с Кузьминым на концерте в «Зеленом мысу» в полевых условиях. Люди в то время были стеснительные, Алла долго уговаривала с ней потанцевать, за руку тащила, никто не шел, пока наконец высокий бравый танкист вышел.


ВПЕЧАТЛЕНИЯ от услышанного.
К нам приходили с беседами ученые-атомщики, им нравилась наша столовка – в то время были сумбурными. Всех волновало – взорвется или не взорвется. Ученые твердый ответ в то время дать не могли, сами не знали.

На месте фотографирования - 2рентгена/час.


Мешки со свинцовой дробью (сверху над стрелой бетононасоса видны их лохмотья) широко применялись в начале мая. Дробь сбрасывали с вертушек прямо в развал, - цель: заткнуть выбросы в атмосферу. Но…, скапливающийся газ и возрастающая температура приводила к дополнительным тепловым выбросам еще с большим давлением, мешки перестали сбрасывать.


На фото ниже - ликвидаторы в черных спецовках и белых кепках спускаются по лестнице со строящегося саркофага. Очень много шансов, что их уже нет...


На фото хорошо видны машины - бетононасосы (тогда очень редкий агрегат для СССР) и бетоновозы, между ними белая будка, там укрывались водители машин. Будка свинцовая, она ослабляла уровень радиации. Эти водители – герои, - или по бесшабашности, или по незнанию. Им платили пятикратную зарплату и обещали «Жигули» без очереди, боюсь, мало кто из них эти «Жигули» успел получить, в месте фотографа было 2р/час, на месте водителей, у основания саркофага – не знаю, но думаю – не меньше 20 р/час, т.е. безопасно работать можно было 1 час, что нереально в тех условиях. «Наши люди», совершая подвиг и мечтая о «Жигулях», - оставляли свои дозиметры в «чистой зоне», чтоб их «химики» не списали из «горячей зоны» раньше времени. Вот парадокс времен СССР, - «Жигули» - ценой жизни.


Въезд в Чернобыль. Рядом с этой стелой в здании СМУ находился наш отряд.


Въезд в Припять. В Припяти я не был, только у стелы.


На входе в общежитие дневальные всех "обнюхивали" прибором ДП-5В, и заставляли чистить пыль и мыть сапоги.


Машины тоже "обнюхивали" после рейсов.


Машины мыли до состояния - "чисто", чтобы прибор не пищал.


У нас на 50 человек был свой врач и фельдшер. Перед выездом прошли медкомиссию, на ней некоторые «откосили» по здоровью. В зоне брали кровь два раза за месяц, давали йод, поливитамины. Воду для кухни возили из чистой зоны во флягах, для питья в ящиках в коридоре стояли бутылки с «Ессентуками» и «Боржоми». Эти девушки у нас брали кровь.


Как прошел первый страх от окружающей среды, народ потянуло на экзотику, на яблоки и грибы. К тому времени у нас в отряде уже были хорошие иностранные приборы, позволяющие замерять степень радиоактивного заражения не только гамма-лучами, но и бета, и альфа. Грибов в конце августа 86 в окрестных лесах было МОРЕ. Грибников не было совсем - посты не пропускали в "зону", а внутри "зоны" то же посты, да и транспорта почти нет. За час мы набрали пять мешков - только белые. Замер грибов показал – превышение над уровнем общего фона – незначительное, помыли получше и пожарили. Когда запах жареных грибов разнесся по общежитию – потянулись и самые опасливые, все два огромных мешка-пакета отборных белых грибов смолотили за один раз. Больше нас за грибами не отпустили.



С машинами у нас проблем не было. УРАЛы, ЗИЛы, УАЗики, ГАЗик.


Вчера в школе 1450 "Олимп" я провел урок истории, рассказал об аварии и её ликвидации. Дети слушали очень внимательно, и задавали очень умные вопросы.

ПРИЧИНЫ аварии.
Погибших не судят. Они виноваты лишь в том, что не смогли сказать начальству – НЕТ – на приказ вновь запустить уже почти остановленный реактор. (На Саяно-Шушенской – та же причина – дергание турбин). О причинах аварии и её последствиях, о стратегии ликвидации, более подробно написано в моем старом посте. Там есть комментарии атомщиков, например ogolovok , там есть выдержки из статьи  дозиметриста, на основании которых, и на поздних публикациях я делаю вывод об ошибках при ликвидации последствий аварии.
ОШИБКИ при ликвидации.
Изначально считалось, что почти всё топливо осталось в реакторе и под ним, что оно может взорваться. Отсюда охлаждающий тоннель, отсюда саркофаг, и, как следствие – жертвы при возведении того и другого в кратчайшие сроки. Как потом оказалось – топливо выгорело всё, или всё улетело в атмосферу по словам Чечерова, по крайней мере, то что осталось не способно взорваться, а строительство саркофага в первоначальном виде – продолжалось.
Ненужная спешка при очистке завалов и крыши, привела к дополнительным жертвам.
ОШИБКИ закрытия станции.
Восстановленную АЭС вполне можно было бы эксплуатировать до сих пор, она былапосле восстановления не опаснее всех остальных.


ПОГИБШИМ - вечная память!!!!
ЖИВЫМ - здравия!!!


Мой сайт.

 

Tags: Чернобыль
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments